АВ-Трибуна. Новости, тесты и обзоры аудио, видео, цифровой техники и гаджетов.

IMGP7861vcАвтор: Сергей Бочаров.

Фото: Геннадий Денисов.

Вместо предисловия

Данная статья была написана после разговора с одним моим другом о будущем кино и слиянии кинопроизводства и высоких технологий. Материал конечно не претендует на полноту и академическую глубину, он лишь расставляет реперные точки в истории прихода виртуальных персонажей в кинематограф.

Конечно кто-то из наших читателей может сказать, что этой статье на сайте не место. Но, как говорится сайт, как и тот рояль из анекдота мой и куда хочу туда и ставлю. А самое главное не стоит отрицать очевидного факта между киноиндустрией и высокими технологиями уже давно установлена прочная двухсторонняя связь.

Герои реальные и виртуальные

Давайте поразмышляем вместе над очень интересной темой, а именно о плавном появлении различных виртуальных персонажей в сфере развлечений и далее в нашей жизни. И попытаемся понять чем это может обернуться для нас.

Наверное мы не сильно ошибемся если скажем, что самыми первыми попытками совмещения реальных и виртуальных героев можно считать мультфильмы. Именно в них режиссеры сначала объединяли в общих сценах реальных актеров и нарисованных или кукольных героев. Чуть позже появились и художественные фильмы сочетающие в себе реальных и виртуальных героев.

Примеров можно привести много, но мы ограничимся одним. В СССР одной из первых таких кинолент был знаменитый советский фильм «Новый Гулливер» снятый в далеком 1935 году. В нем главный герой в исполнении реального актера Владимира Константинова взаимодействует с куклами, с помощью новой для того времени технологии объемной мультипликации.

Заметим, что куклы для фильма были изготовлены из глины скульптором Ольгой Таежной. Всего в фильме задействовано около 1500 кукол. Конечно назвать кукол полностью виртуальными персонажами нельзя, они вполне реальны и осязаемы, подробнее на этом мы остановимся ниже.

Ключевым моментом в развитии технологии объединения реальных и мультипликационных персонажей можно считать полнометражный фильм «Кто подставил кролика Роджера». Эта снятая в 1988 году кинолента режиссера Роберта Земекиса перевернула традиционное восприятие реальных и виртуальных героев в кино.

Но нам всем, как зрителям всегда хотелось больше. Мы в глубине души желали чтобы грань между актерами людьми и виртуальными персонажами была менее заметна, а еще лучше чтобы ее вообще не было. Чтобы герои взаимодействовали между собой, как в реальной жизни, и не было бы видно со зрительского места реальный это персонаж или виртуальный.

И вот в 1999 году режиссер Джордж Лукас представляет публике свой новый кино-шедевр «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза». В этой ленте появляется множество виртуальных персонажей созданных с помощью компьютерной графики, но один из них Джа-Джа Бинкс (Jar Jar Binks) стал просто находкой данной ленты и запомнился всем. Его эмоции и ужимки можно ругать или хвалить, но именно они сделали этот персонаж визитной карточкой данной серии.

Конечно читатели могут нам возразить задав законный вопрос: «А как же предыдущие серии кино-саги и другие фантастические ленты, в них, разве не было нереальных виртуальных персонажей?»

IMGP7862vc

Да, во многих фантастических кинолентах есть различные вымышленные персонажи примеров можно привести множество. Но их нельзя полностью отнести к виртуальным ведь большинство из них делалось с помощью моделей и спецэффектов, а иногда актеров наряжали в специальные костюмы и накладывали уникальный грим (например знаменитый Терминатор или Хищник). Так, что эти персонажи были хоть и вымышленные, но физически они были вполне реальны и осязаемы, хотя бы в виде натурных моделей или кукол.

А в «Скрытой угрозе» появились именно полностью виртуальные герои созданные с помощью систем компьютерного моделирования. И они стали «жить на экране» вместе с артистами и самое главное зритель перестал различать где реальный персонаж, а где компьютерная модель.

Кинофильмы без живых актеров миф или реальность?

После оглушительного успеха фильма «Звездные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза» многие задумались над вопросом: «А возможно ли снять фильм где будут только виртуальные герои?»

Ответ мы получили буквально через пару лет, когда на экраны вышел фантастический фильм «Финальная фантазия: Духи внутри нас» (Final Fantasy: The Spirits Within). В этой полнометражной длительностью 106 минут киноленте нет ни одного живого актера. Весь фильм сделан на основе компьютерной графики и с использованием виртуальных героев.

Режиссёр Хиронобу Сакагути создал на экране потрясающий мир где нет разницы между «людьми» и монстрами. И те и другие персонажи одинаково реальны, зритель, как бы оказывается внутри сложной 3-х мерной компьютерной игры и наблюдает за развитием ее сюжета.

Если говорить об уровне технологий, то анимация и графика в фильме опередила свое время на несколько лет. Буквально через пару минут, зритель забывает о том, что смотрит компьютерную симуляцию, и герои становятся реальными.

Единственное упрощение которое сделали аниматоры - прически виртуальных артистов. Только главная героиня фильма имела роскошные волосы у остальных прически были в стандартном стили «милитари». Это и понятно, ведь для точности моделирования образа нужно обсчитывать движение волос в зависимости от динамики походки или бега персонажа. Плюс к этому учесть еще и атмосферные возмущения. Все это ведет к серьезному росту требуемого для просчета машинного времени. И конечно делает фильм дороже.

А теперь мы хотим немножко поразмышлять над одним весьма интересным вопросом. Что дальше?

В фильме Final Fantasy использованы целиком вымышленные компьютерные образы. Но современные технологии позволяют легко встроить в фильм компьютерный 3D образ практически любого человека. Такие эксперименты идут уже давно и их результаты весьма впечатляют.

И вот представьте себе киностудию будущего.

Приходит туда актер с него снимают цифровую копию, в которую входят все возможные его позы, движения, эмоции и так далее. Одним словом, все, что может понадобится при съемке фильма. Он получает за это гонорар, а дальше становится киностудии не нужен. Причем не только этой, но и любой другой. Ведь он уже оцифрован и внесен в базу, а остальное, как говорится дело техники. Просто бери и используй...

Нужно поменять прическу, одежду, форму носа, глаз и прочее программисты внесут коррекцию в модель и готово. Сделать актера старше или моложе, нет проблем.

Больше не нужно затрат на пластические операции и прочие процедуры, реквизит, оружие костюмы, все делается с помощью программ и готовых библиотек. Задумайтесь насколько может изменится весь процесс кинопроизводства...

Не нужны павильоны с декорациями и натурные съемки, их место занимают специальные дата-центры с накопителями данных и серверами где хранятся цифровые материалы и симуляции. Любой самый невероятный объект можно создать в виде цифровой модели для кино перестанут существовать любые ограничения.

На типичное требование режиссера: «Дайте мне больше эмоций!»

Программист отвечает, нет проблем, и легким перемещением мыши добавляет актеру эмоций.

Режиссеру становятся доступны любые эксперименты с внешностью актера. Нужен более стройный персонаж, получите, более загорелый, не вопрос. Любая фантазия реализуется легким нажатием клавиш и требует только одного - времени на просчет изменений и новый рендеринг модели.

На данном этапе есть только одно препятствие - машинное время и техника еще довольно дороги, плюс нужен весьма серьезный штат программистов для осуществления таких проектов.

Поэтому пока дешевле и быстрее наложить грим на актера, чем создавать его цифровой образ и работать с ним. Но прогресс неумолим, и появятся программы которые, позволят делать большинство нужный действий с минимальными затратами, да и мощные вычислительные системы постоянно дешевеют.

Вполне возможно, что в скором времени мы увидим все больше качественных фильмов с виртуальными артистами. А классические игровые фильмы перейдут в разряд элитарных и их просмотр будет уделом только тех самых фанатов «живого кино» готовых платить внушительные суммы за билеты на такой киносеанс.

Ну, а затем и сами артисты могут стать исчезающей профессией. Виртуальные герои сменят и их.

Думаете это невозможно? Ошибаетесь, читайте дальше...

Железный конь..., в смысле виртуальный артист идет на смену актеру реальному

Еще в далеком 2002 году режиссер Эндрю Никкол представил публике фильм «Симона» слоган которого звучал «Как сделать звезду...». Само название фильма «Симона» расшифровывается как «simulation number one» - симуляция номер один. В нем главный герой в исполнении Аль Пачино успешный режиссер снимающий кассовые фильмы. Но, как и все гении он имеет трудный характер и предъявляет высокие требования к актерам.

В один из съемочных дней после ссоры с реальной актрисой он принимает решение заменить ее виртуальной моделью. Замена оказывается настолько удачной, что Симона буквально взрывает мир шоу-бизнеса став в одночасье суперпопулярной звездой.

Но чем сильнее популярность тем сложнее главному герою обеспечить секретность, да и публика требует сольного концерта своей любимицы. Казалось бы сложная задача, но выход найден на концертной площадке в дыму создается голограмма Симоны и никто не замечает подмены. Это полный успех виртуальной технологии и персонажа.

И если кто-то и считает этот фильм пародией на реальный мир шоу- и кинобизнеса, то он сильно ошибается. На наш взгляд данная лента обнажила огромный пласт морально этических проблем.

Попробуем наметить основные из них, для этого мы отвлечемся от фильма и вернемся в реальный мир.

Первая и самая интересная - насколько этична подмена реального образа виртуальным в шоу-бизнесе?

Ведь мы как зрители идем на концерт любимого исполнителя, или на фильм с любимыми актерами. И хотим насладится именно их игрой и их видением образов героев фильма или именно их исполнением любимых хитов. А вместо живых актеров и исполнителей в один прекрасный момент можем получить ту самую голограмму и звук под «фанеру». Проще говоря виртуальный суррогат.

Совсем недавно интернет буквально «взорвался» от информации, о том, что популярная певица выступила одновременно на двух концертах в разных городах. При этом на одной из площадок конечно была просто воспроизведена ее голограмма.

Нисколько не умоляя проделанную специалистами по визуализации работу, на наш взгляд о том, что концерт будет не с живой исполнительницей зрители должны были знать при покупке билетов. Иначе это выглядит смелым экспериментом, но абсолютно неэтично. Но как говорится «отряд не заметил потери бойца», а зрители практически не распознали подмены.

Согласитесь, что даже исполнение песен на концертах под фонограмму до сих пор вызывает противоречивую реакцию. Число сторонников и противников разделяется примерно поровну, но большинство сходятся в том, что нужно информировать зрителей о том, что композиции на концерте исполняются в записи.

Еще один тонкий момент связан с тем, как отнесутся сами исполнители к столь вольному обращению со своим цифровым образом?

Сейчас пока все это находится на уровне экспериментов, они конечно не возражают. Но давайте немного дадим волю нашей фантазии.

Все мы отлично знаем насколько требовательны звезды к условиям перелета, проживания, питания в гастрольных турах. Огромное количество материалов написано на тему, кто какие гостиницы любит, какое меню, сколько человек возит с собой на концерты и прочая весьма важная и ценная для организаторов турне информация.

Мы отлично понимаем, что это чаще не прихоть или блажь, а просто желание чувствовать себя максимально комфортно в любых условиях. Ведь работа «звезд» требует максимальной отдачи, и конечно чтобы восстановить силы для следующего выступления нужен эффективный отдых, а не поиски «высунув язык» вкусной и здоровой еды и любимых блюд. Иначе, как говорится невозможно творить, отличного концерта не будет!

И вот есть цифровая копия артиста которой ничего не надо, не суперкомфортной гостиницы, ни огромного штата обслуживающего персонала, ни специального меню. Нужен только мощный сервер, массив жестких дисков, да сеть с высокой пропускной способностью. Плюс концертный зал с современным оборудованием для визуализации.

А теперь подумайте какой вариант концерта выберет продюсер и организатор концерта или фильма? Они ведь умеют считать деньги...

Если вы думаете, что это дело весьма далекого будущего, то сильно ошибаетесь. Как говориться будущее порой гораздо ближе чем кажется. И вот пример.

После смерти певицы Уитни Хьюстон ее сестра пообещала, что певица еще вернется на сцену. Было решено создать голограмму Уитни и провести, как сообщает CNN в 2016 году посмертное голографическое мировое турне.

Так, что технологии проходят обкатку уже сейчас, и новое будущее уже рядом...

Ну, а мы вернемся к этой теме позднее в другой нашей статье.

P. S. Мы специально не упоминали в этом материале фильм «Аватар», о 3D технологиях мы расскажем отдельно.