АВ-Трибуна. Новости, тесты и обзоры аудио, видео, цифровой техники и гаджетов.

3D идет в наш дом.

Тестирование 3D комплекта: телевизор LG 47 LX9500 и Blu-ray плеер LG BX580.

Автор: Сергей Бочаров.

Выход в декабре прошлого года на киноэкраны фильма Джеймса Камерона «Аватар», заставил многих производителей аппаратуры для домашних кинотеатров вновь обратить свои взоры к немного подзабытым 3D технологиям.

Не углубляясь в дебри истории, замечу, что экспериментальные стереофильмы демонстрировались еще во времена СССР. Но длительность этих лент не превышала обычно 15-20 минут, а полнометражных кинофильмов в стереоизображении тогда не снимали. Причин на то было довольно много, здесь и дороговизна самих съемок и технические проблемы, и другие аспекты.

Второе пришествие 3D в массы началось в середине 90-х годов, когда на рынке появились достаточно мощные персоналки. Именно тогда и получила развитие технология создания объемного изображения с помощью так называемых затворных очков.

Здесь я хочу немного напомнить читателям те самые физические принципы, которые лежат в основе этой технологии. Все дело в том, что глаза человека не имеют 3D анализатора, как это не печально. А объемную картинку мы видим за счет использования так называемого бинокулярного зрения. Не сильно вдаваясь в физику, поясню, что ощущение объема формируется головным мозгом за счет обработки изображения правого и левого глаза. Такой вот математический подход.

Именно это открытие и лежит в основе работы 3D технологии с затворными очками. На экран дисплея поочередно выводится картинка для правого и левого глаза, а затворные очки просто открывают ЖК-шторку, пропуская световые лучи на сетчатку нужного глаза. Конечно, для формирования стереоизображения используются специальные математические алгоритмы, имитирующие тот самый бинокулярный эффект, но их рассмотрение выходит за рамки этой статьи.

И так бы и пылилась эта технология на полках, если бы не «Аватар», заставивший разработчиков вспомнить о ней. Ну, а теперь пора перейти непосредственно к описанию комплекта.

В качестве устройства отображения в тесте использовался флагманский 3D телевизор с технологией Full LED Slim LG 47LX9500. Невзирая на малую толщину корпуса, аппарат оснащен не краевой, а полноценной прямой светодиодной подсветкой. Она позволяет получить не только высокую яркость и контрастность изображения, но и существенно повысить детализацию темных сцен фильмов.

Но, конечно, главная особенность телевизора – это возможность демонстрации 3D контента. Благодаря реализованной мульти - форматной поддержки изображений (Multi Picture Format), пользователи смогут легко воспроизводить созданный ими 3D контент без дополнительных сложностей. Правда для этого придется обзавестись своей 3D камерой.

Для получения на экране четкой и чистой картинки на динамичных сценах в дисплее используется фирменная технология TruMotion 400Гц. Здесь нет ошибки, как я уже писал, изображение на экране формируется по отдельности для правого и левого глаза, и поэтому весь процесс обработки данных разработчикам пришлось ускорить в два раза. В противном случае на видеоряде будут заметны рывки и иные неприятные артефакты.

В комплекте с дисплеем идут две пары затворных очков LG AG-S100. Подзарядка встроенного аккумулятора в них может осуществляться через USBпорт телевизора, а время непрерывной работы от полностью заряженного аккумулятора составляет 40 часов.

Источником видеосигнала служил новый 3D Blu-ray плеер LG BX580. Конечно, аппарат полностью мультиформатный и может работать не только с дисками, на которых записан 3D контент, но и с обычными DVD и Blu-Rayносителями. Из дополнительных опций я бы отметил встроенный модуль беспроводной связи Wi-fi и технологию NetCast.

С первого же взгляда на пульт ДУ телевизора я заметил кнопку 3D служащую для настройки режима отображения объемной картинки. Можно не только включить или отключить 3D режим, но и настроить очередность показа изображения под индивидуальные особенности зрения. Возможны два варианта, либо первой выводится картинка для правого глаза, либо для левого. Управление работой затворных очков осуществляется при помощи компактного выносного блока, выполненного в виде бруска, когда идет демонстрация 3Dпрограмм на нем включается индикатор.

Само меню телевизора осталось традиционным, и все основные регулировки находятся на своих местах. А вот с меню начальной настройки плеера произошла приятная трансформация, оно из плоского превратилось в объемное. Теперь на экране я увидел не привычные пиктограммы, а «парящие ледяные кубики». Но внутренняя структура интерфейса осталась без изменений.

Затворные очки LG AG-S100 легкие и довольно удобные, надев, их я не ощутил какого-либо дискомфорта, и, включив питание, приступил к тесту.

К комплекту прилагался Blu-Ray с двумя стереоскопическими мультфильмами: Робот-Дерево и Приключения с динозаврами. Настройка аппаратуры довольно проста, для получения объемной картинки нужно активировать опцию 3D в телевизоре и начать просмотр фильма. Все остальное происходит автоматически.

Мои глаза довольно быстро адаптировались, и уже через 10-15 секунд изображение на экране обрело то самое третье измерение. Но пришлось выключить свет в комнате, поскольку люминесцентные лампы достаточно сильно мешали просмотру своим миганием. Качество записи видеороликов мне понравилось, изображение в зависимости от действия фильма, то увлекало меня вглубь сцены, то «выходило» наружу из экрана. Конечно, эмоциональное воздействие подобных сцен было велико, трудно сохранить самообладание, когда вам навстречу «вылезает» с рычанием пасть динозавра. Но были и фрагменты, на которых создавалось ощущение, что ты видишь картонные декорации, я бы сравнил это с движущимися мишенями в тире. Есть глубина сцены, а вот сами объекты не имеют объема они плоские, но это явно особенность записи контента, и на аппаратуру LG грешить не нужно.

Динамичные фрагменты комплект отыграл без замечаний, никаких артефактов или искажений в формировании объемной сцены я не заметил. Даже эпизоды с панорамированием были продемонстрированы в объеме очень качественно.

Правда я не смог оценить степень проработки мелких деталей и фактуры, а также детализацию темных сцен. На мультиках, сделать это практически невозможно, поэтому подождем выхода полноценного 3D кинофильма.

Далее я приступил к экспериментам. Когда еще выпадет возможность вдоволь «поиграть» всеми возможными настройками 3D режимов? Сначала проверил влияние порядка чередования картинок. Как оказалось это очень важный параметр и его неправильный выбор не только вызывает долгую адаптацию зрения, но и провоцирует быструю усталость глаз. Для меня значение этой опции оказалось стандартным – левый-правый.

Следующим объектом для эксперимента стало разрешение экрана. Первым делом я включил режим 1080i. Честно говоря, смотреть в нем стереофильмы, конечно, можно, если вам совершенно не жалко своих глаз. В этом режиме изображение на экране заметно дрожит, на объектах иногда появляются ложные контуры, и глаза сильно устают от подобного «тремора». Поэтому мой вам совет используйте для просмотра 3D фильмов только режим 1080р.

Ну, и напоследок снимаем очки. Конечно, видеофильм на экране выглядит немного размытым, и объема у него нет, но зато есть более яркая и сочная картинка. Как говориться законы физики ведь никто не отменял, затворные очки частично понижают яркость и насыщенность изображения — это бесспорный факт. Считайте это платой за доступ в новое измерение.

Ну и в заключение несколько слов о своих ощущениях от просмотра. Несмотря на то, что суммарная продолжительность двух мультиков около 40 минут, между ними я сделал небольшой перерыв минут на 10 для знакомства с телевизором и плеером. Сильной усталости глаз я не почувствовал, ну а если фильм будет длиться два или три часа я бы посоветовал вам делать 10 минутные перерывы хотя бы каждый час.

Вместо итога

В целом работа комплекта мне очень понравилась. Эффект погружения в действие фильма стал близок к стопроцентному. Но, к сожалению, кроме этих двух мультиков боюсь пока смотреть нам реально нечего.

Впрочем, подобную ситуацию мы уже наблюдали несколько лет назад, когда на рынок вышли Blu-Ray плееры. Так уж получается, что сначала производители выпускают аппаратуру, а потом под нее делают контент.

А в качестве лирического отступления замечу, что сейчас весьма несладко придется производителям контента, не говоря уже о «господах пиратах». Ведь погрешности трансфера станут теперь еще более заметными, а к ним добавится и неточность формирования 3D картинки.