Коммутационные превратности. Часть-3.
Автор: Бочаров Сергей.
Подключаем акустику.
Итак, как я и обещал, в статье о межблочниках, пора нам перейти к еще одной весьма интересной теме, а именно к акустическим кабелям. Здесь при первой попытке проанализировать все за и против использования очень дорогостоящих кабелей можно опять натолкнуться на два противоположных мнения.
Первое гласит, что нужно приобретать самый дорогой из доступных кабелей, невзирая на заоблачную цену. Только в этом случае вы получите абсолютно идеальное звучание. Продолжая эту «ценную мысль», я думаю, что таким «олигархам» лучше уж сразу прикупить кабель, сделанный из чистого золота или серебра. Вот уж действительно удачное вложение денег.
Сторонники второго варианта считают, что акустику к усилителю можно подключать практически любым проводом вплоть до обычного электрического шнура. Все равно она будет отлично работать, ведь на качество звука кабель совсем не влияет.
После подобных высказываний обычному потребителю весьма трудно понять, в каком направлении ему двигаться. То ли начать копить «в чулке баксы» на безумно дорогой кабель, то ли зайти по дороге домой на ближайший рынок и прикупить электрический шнур для лампы или утюга. В общем, налицо полная неопределенность. Попробуем разобраться в этой весьма непростой ситуации. А начну, я анализ с небольшого случая из своего реального опыта.
Практическое подтверждение
В середине 90-х годов прошлого века я купил себе первый кинотеатральный комплект акустики и качественный ресивер. И для проверки дома подключил акустику к ресиверу, используя обычный электрический кабель, ничего более подходящего на тот момент в доме не оказалось. А в салоне, где я делал эту покупку, мне смогли предложить только очень дорогой кабель. А ведь откладывать испытание столь желанной покупки до следующего дня очень не хотелось.
И честно скажу, что комплект в целом звучал достойно, но в звуке мне постоянно не хватало басовой составляющей. Особенно это было заметно на экшен сценах боевиков. Я уже начал думать, что проблема в слишком мягком звучании моей акустики, ведь в наушниках ресивер выдавал очень сочный и чистый бас. Но проблема оказалась совершенно в другом.
На следующий день я поехал в магазин за очередной партией микросхем и транзисторов и заодно прикупил себе 25 метров акустического кабеля. Причем сейчас я даже уже не вспомню его производителя, поскольку он не относился к известным брендам, предлагающим свою продукцию по заоблачным ценам. Нет, это был обычный недорогой, но качественно сделанный кабель. И приехав, домой я, просто заменил, электрошнур на него. И вот на этом месте, как говорит наш известный писатель-сатирик, нужно набрать в грудь побольше воздуха. Ну, а когда наберете, то можно воскликнуть: «Ура, заработало». Звук стал существенно лучше, а главное в спектре серьезно увеличилась басовая составляющая. В общем, эксперимент мой явно удался.
И теперь многие из вас будут думать, примерно так: «Если недорогой кабель, так улучшил звук, то насколько серьезно изменится звучание акустики при использовании дорогого акустического кабеля?»
Ну, и как обычно за сеансом магии должно следовать ее разоблачение таков закон жанра. И я не буду его нарушать. Итак, приготовьтесь…
Расставляем точки над i
В предыдущем разделе я умышленно описал вам только результат моего эксперимента, но при этом не оговорил начальные условия. А ведь говорить о кабеле с инженерной точки зрения без знания его характеристик нельзя. Ибо это уже будет не инженерный разговор, а дилетантство. Теперь я отмечу, что электрический кабель, используемый мною при первом запуске, имел сечение всего 0,5 мм², а купленный акустический кабель был сечением 4 мм².
А теперь вспомним школьный курс физики, и формулу для расчета сопротивления проводника. Оно обратно пропорционально сечению. Итак, увеличив сечение кабеля в восемь раз, я во столько же раз уменьшил его сопротивление при одинаковой длине. И конечно это благоприятно сказалось на звучании акустики. Замечу также, что для акустических кабелей применяется специальная технология изготовления, которая способствует также снижению их погонной емкости и индуктивности. А это также улучшает звук, в общем, как писал классик: «никаких чудес, все в строгом соответствии с законами физики…»
И прежде, чем делать окончательные выводы я хочу еще раз вернуться к формуле расчета сопротивления проводника. В качестве константы в нее входит удельное сопротивление материала. Это так называемая справочная величина, и она своя для каждого металла. И именно борьбой за ее снижение вызвано стремление производителей кабеля получить максимально чистую медь.
Здесь стоит вспомнить, что технология получения хорошо очищенной меди разработана довольно давно. Она с успехом применялась еще в 70-80-х годах прошлого века для производства магнитофонных головок, а также катушек индуктивности с высокой добротностью. Сейчас магнитофоны практически не производятся, но для сверхчистой меди применений достаточно.
Иногда в рекламных проспектах степень очистки материала достигает совершенно фантастических значений, как, впрочем, и цена продукции, где она применяется. И невольно ловишь себя на мысли, что инженеры компании наверно смогли открыть философский камень, раз у них медь продается в готовом кабеле по цене золота или даже платины. Наверное, это один из способов молекулярной трансформации, с виду вроде медь, а по свойствам гораздо «круче».
И теперь посмотрим на величину удельного сопротивления меди, при 20ºC она равна примерно 0,0172 Ом*мм²/м. Вспомните о девятках в степени очистки меди, и попытайтесь представить себе, насколько уменьшится эта константа. Думаю, что я не сильно ошибусь, если скажу, что она изменится в 3 или 4 знаке. Изменение сопротивления кабеля в этом случае будет заметно при большой длине от 100 метров и более.
Как подключаться будем?
Этот вопрос также очень важен для получения качественного звука. С одной стороны, все конечно зависит от того, какими коннекторами оснащена ваша акустика и ресивер. Ну, а с другой стороны, если вы только собираетесь приобретать аппаратуру, то, как говориться, все в ваших руках.
В первую очередь обратите внимание на коннекторы на акустике у качественных колонок, обычно используются солидные винтовые клеммы, с нанесенным позолоченным покрытием. Это, во-первых, позволяет получить отличных контакт с кабелем, а во-вторых, прочное соединение. Конечно, лучше не просто зажать в них кабель, а воспользоваться «бананами» под пайку. В этом случае вы получите гарантированное качество соединения.
Пружинные клеммы, обычно применяемые в маломощных колонках, на мой взгляд, не являются лучшим решением. Во-первых, они ограничивают вас в сечении используемого кабеля, а во-вторых, пружинные зажимы обеспечивают менее надежный контакт, по сравнению с винтовыми клеммами. Но даже при использовании этих зажимов я бы рекомендовал вам воспользоваться специальными соединителями, а не просто вставлять в зажим оголенный провод.
Все сказанное выше в равной степени относится и к AV-ресиверу.
Итог
Ну, а сейчас вернемся на нашу грешную землю и попытаемся подвести итоги всей «кабельной эпопеи».
Первый и самый главный вывод, конечно, кабель влияет на качество звука. Это, бесспорно, и не подлежит сомнению. Но в большинстве случаев степень этого влияния весьма сильно преувеличивается, с одной единственной целью заставить потребителя покупать более дорогие изделия.
Я здесь повторю еще раз сделанный ранее вывод, что «играть» с кабелями имеет смысл начинать тогда, когда все остальные методы повышения качества испробованы и не дают результатов. Конечно, это справедливо, если ваш кабель не куплен в переходе метро или на барахолке.
На мой взгляд, наиболее качественное соединение обеспечивает пайка, и именно поэтому я предпочитаю исключительно паяные кабели.
Опять повторюсь, что кабели лучше всего покупать в салонах, где они хранятся в нормальных климатических условиях, и не подвергаются окислению. Палатки, на рынках в список таких мест явно не входят.
Межблочные кабели лучше всего брать без щедрого запаса, который, хоть и не тянет карман, но в домашнем кинозале точно не уместен.
При покупке межблочников обратите внимание на цвет покрытия разъемов, если это золото, то оно должно и выглядеть соответствующим образом, как, впрочем, и собственно кабель. Ибо производитель, не поскупившийся на покрытие, вряд ли станет экономить на качестве упаковки или на дизайне и полиграфии. В общем, держите ваши глаза открытыми, и вы все сможете увидеть. Если есть подозрение в качестве товара, лучше откажитесь от покупки.
На этом можно было бы, и закончить кабельную тему, но по просьбам читателей, в ближайшее время я начну работу над статьей по электрическим кабелям. В общем ждите.