АВ-Трибуна. Новости, тесты и обзоры аудио, видео, цифровой техники и гаджетов.

У популярности и лидирующих позиций на рынке есть обратная сторона – глобальная проблема с подделками и контрафактными продуктами.

HARMAN разворачивает в России мировую практику борьбы с поддельными продуктами. Лидирующие позиции на рынке портативной акустики и наушников порождают огромный спрос, которым пользуются поставщики недобросовестных китайских производителей реплик. Лучшее, с чем могут столкнуться покупатели таких подделок – неудовлетворение качеством, но в худшем случае опасность может угрожать даже здоровью пользователя.

«Наши бренды, особенно JBL, давно находятся на лидирующих позициях в сегментах портативных устройств. Всё это время проблема контрафакта оставалась рядом, но в последние пару лет она достигла невиданного размаха. Количество физических точек продажи подделок достигает 150 только в Москве, число же интернет-площадок – даже проблематично подсчитать. Мы разворачиваем широкий фронт работ по борьбе с контрафактом с использованием как мировых маркетинговых и PR-практик, так и юридических, с привлечением правоохранительных органов», - Евгений Конов, генеральный директор HARMAN Россия.

Главными точками по распространению подделок остаются крупные торговые центры, в которых индивидуальные предприниматели и ООО снимают «островки» для продажи мелкой бытовой техники и аудиоустройств, а также специализированные радиорынки, где торговля идёт из павильонов разного размера. Самыми крупными по объёму контрафакта предварительно признаны ТЯК Москва, ТК Люблино, Савеловский, ТК Черемушки, ТК Горбушка, ТК Садовод, Буденовский радиорынок и радиорынок Царицыно. Владельцам точек с поддельной продукцией сначала высылается претензия и предоставляется время на устранение нарушения. В противном случае они будут отвечать по всей строгости гражданской ответственности: в соответствии со статьей 1515 Гражданского Кодекса РФ правообладатель товарного знака в случае нарушения своих прав вправе требовать от нарушителя компенсации в размере до 5 000 000 рублей.

Стратегия компании, направленная на борьбу с контрафактом и нарушителями ее прав на интеллектуальную собственность, предусматривает систематическое проведение рейдов для выявления продавцов контрафактной продукции как в оффлайне, так и в онлайне. Количество мелких интернет-магазинов и коммерческих лэндингов, осуществляющих продажу нелицензированной продукции, на данный момент не поддаётся исчислению. К сожалению, открыть такой магазин не составляет труда: большинство товаров в их ассортименте не нуждаются в лицензировании. Усложняет всё также развитие соц.сетей, в которых мошенники ведут активную деятельность, торгуя практически «с рук», взимая плату без каких-либо чеков или документов, гарантирующих обязательства перед потребителем. К примеру, у одного из частных продавцов контрафактной продукции, Верникина И.А., в ходе оперативных мероприятий было изъято 22 портативные акустические системы, которыми он торговал через «сайт-однодневку» charge2plus.ru. Против него было возбуждено административное дело и назначен штраф в размере 85 000 рублей, сумма которого пойдет в доход государства, а также правообладателем товарного знака подан гражданский иск по взысканию компенсации за нарушение прав на интеллектуальную собственность на сумму 500 000 рублей.

По данным анализа рынка подделок, самыми популярными моделями остаются устройства JBL Charge 2+, JBL Charge 3, JBL Flip 4 и JBL Xtreme. При этом зачастую попадаются достаточно правдоподобно выглядящие образцы, распознать в которых подлог можно только хорошо поискав, например, лишние слова на упаковке, неправильное название, или отсутствие технической проштамповки на самом устройстве. Но такие устройства кардинально отстают от оригинала по качеству звука и могут быть даже опасны для здоровья: без необходимой проверки на производстве не исключаются возгорания и взрывы при подключении к электросети для зарядки. Разумеется, контрафакт также не подлежит гарантийному ремонту – но именно в официальные сервисы чаще всего обращаются обладатели подделок за помощью. В России таких случаев зарегистрировано уже немало.

Для просвещения аудитории компанией HARMAN уже сняты видео-ролики с подробными инструкциями, как распознать подделку (ссылки в конце текста). Кроме того, начата работа по закрытию контрафактных магазинов по двум возможным в России сценариям, гражданско-правовом и административном. В первом случае производится контрольная закупка на торговой точке, выставляется претензия и, если в досудебном порядке не удается урегулировать спор, подается гражданский иск. Такой метод закрытия занимает от 1 месяца до 1,5 лет, но как правило продажа контрафакта при этом прекращается практически сразу после получения претензии. Во втором случае проводится рейд совместно с правоохранительными органами, итогом которого является административное дело, и подается соответствующий иск в суд. Эта процедура занимает от 2 недель до 6 месяцев. Торговля контрафактом прекращается практически сразу после проведения рейда. На данный момент закрыты два магазина, и проведено более 70 контрольных закупок с подачей соответствующих исков.

Компания HARMAN призывает покупать только оригинальные устройства – в фирменном магазине или у официальных партнёров.